Как выбрать правильную смазку для ШРУС
Выбор правильной смазки для ШРУСа – залог долгой и безаварийной работы вашего автомобиля. Сам по себе этот узел транспортного средства участвует в передаче крутящего момента от коробки к колесам и поэтому регулярно подвергается высокой степени нагрузки. В этих условиях чрезвычайно важно подобрать правильную смазку, обеспечивающую сохранение эксплуатационных качество деталей на долгие годы. В магазинах сегодня несложно найти подобные товары от различных производителей, но чтобы не ошибиться с выбором надо более подробно разобраться в устройстве ШРУСа и определить его тип. Именно поэтому начнем мы с небольшой вводной части для начинающих автолюбителей.
Что такое ШРУС и какова его конструкция
Главная функция ШРУСа заключается в том, чтобы передать энергию вращения двигателя к колесам. Естественно, он является лишь промежуточным звеном этой цепи, в которой также присутствует и коробка передач. К ней то и подключен один из ШРУСов, называемых внутренним. В качестве данного узла чаще всего устанавливают шарнир-трипод, особенно его любят использовать производители отечественных автомобилей. За счет применения такой конструкции смещение оси в горизонтальной плоскости не влияет на работу автомобиля, а крутящий момент передается колесам практически в полном объеме даже в поворотах. Основным элементом такого шруса приходится трипод – шарнир со сферическими роликами.
Более распространенным вариантом является шариковый ШРУС. Чтобы гасить высокие ударные нагрузки на его корпусе предусмотрены специальные продольные канавки, которые позволяют сохранить плавность хода, например, при трогании автомобиля с места или при подъеме в горку. Такой тип ШРУСов был разработан еще в 20-х годах прошлого века, но и по сей день повсеместно применяется в автомобилестроении.
В чем заключается опасность не угадать со смазкой
Как уже говорилось выше, ШРУС при работе автомобиля должен выдерживать высокие нагрузки и все это может привести к его преждевременному выходу из строя. Прокручивание и заклинивание шарнира равных угловых скоростей является наиболее опасным последствием, к которому может привести поломка данного узла транспортного средства. Конечно, это не происходит одномоментно и, прежде чем окончательно выйти из строя, шариковый ШРУС будет сигнализировать о появлении неисправности характерным хрустом.
Именно поэтому несоответствие типов смазки или использование обычного литола могут привести к тому, что эксплуатация машины станет невозможна. И, как следствие, вас ждет достаточно дорогостоящая покупка запчастей и их последующая замена.
Что важно знать при выборе смазки
Для каждого типа шарнира подходит соответствующий тип смазки. Так шариковый в силу особенностей своей конструкции требует применения специальной противозадирной маски, способной работать при высоких температурах. Это обеспечит плавное скольжение шариков по направляющим канавкам благодаря абсолютно гладкой поверхности и отсутствию заусенцев.
В случае же триподных ШРУСов использование смазки с абразивными свойствами губительно скажется на работоспособности узла. Так как со временем она может сточить контуры роликов и нарушить надежность контактов в детали, что, соответственно, приведет к проскальзыванию.
Чем смазывать шариковый ШРУС
Если необходимо смазать шариковый ШРУС, то обязательно проверьте, чтобы на упаковке присутствовала маркировка о наличии в составе MoS2. Это вещество, дисульфид молибдена, в виде небольших твердых гранул обеспечивает защиту от быстрого износа при высоких нагрузках, которым регулярно подвергается этот узел автомобиля. Кроме того, оно помогает избежать сваривания и перемещения шариков в направляющих.
Также важно обратить внимание на консистенцию – она должна относиться к категории NLGI 2, рекомендованную для внешних шрусов этой конструкции. Вся идентификационная информация, как правило, указывается на упаковке, но если у вас возникли сомнения или текст за давностью времени стал плохо читабелен, можно также ориентироваться и по цвету – в 99 % случаев подобная смазка будет иметь черный или темно-серый оттенок.
Как подобрать смазку для триподного ШРУСа
Конструктивные особенности триподного ШРУСа не позволяют использовать для смазки вещества с твердыми примесями. Это негативно скажется на сроке его службы и может привести к опасным последствиям при эксплуатации автомобиля в целом.
Для внутренних шарниров подойдет смазка мягкой консистенции – NGLI 1 и NGLI 1.5 по международной классификации. Чтобы лучше ориентироваться стоить спрашивать товары с маркировкой Tripod Joints или просто «Для триподов», если речь идет об отечественных производителях. Поскольку триподы практически всегда устанавливаются в автомобиле в качестве внутренних ШРУСов, то изготовители также могут использовать на упаковке надписи Inner и Inboard, что также свидетельствует о том, что смазка подходит для игольчатых подшипников.
Универсальные бариевые смазки
Сегодня на рынке можно также найти бариевый тип смазок. Они подходят как для внутреннего, так и для внешнего ШРУСа. По своим эксплуатационным характеристикам они практически не имеют слабых мест – химически и влагоустойчивы, не разъедают материалы. К числу их недостатков можно отнести лишь плохую переносимость отрицательных температур и сравнительно более высокую стоимость. Рекомендуется замена подобной смазки на ежегодной основе. Отечественные производители выпускают такой продукт с маркировкой ШРБ-4.
Лайфхаки
Несмотря на то, что цивилизация уже добралась даже в самые отдаленные уголки нашей страны, рядовой автолюбитель по-прежнему может столкнуться с ситуацией, когда в местном автомагазине отсутствует нужный тип смазки. В этом случае можно использовать топленый свиной жир, который обладает необходимыми свойствами. Стоит отметить, что мера это временная и не может служить полноценной заменой.
Советы начинающим автовладельцам
Если вы за рулем относительно недавно, то скорее всего еще не сталкивались с такими процедурами как замена:
- шарнира;
- пыльника;
- смазки.
Как правило, от того насколько правильно вы подходите к вопросу выбора смазки и своевременно осуществляете эту процедуру зависит срок эксплуатации самого ШРУСа. Как ее выбрать мы с вами подробно разобрали, а вот насчет частоты его замены стоит сказать отдельно.
Многие бывалые автолюбители придерживаются мнения, что делать это необходимо не реже одного раза в 50 000 км. Цифра эта подтверждена экспериментальным путем, и мы советуем придерживаться ее и тем, кто только накапливает свой водительский стаж. Впрочем, если вы слышите характерный хруст во время движения автомобиля, особенно при разгоне, то стоит, помимо самой коробки, также проверить и шарниры, даже если время планового осмотра еще не наступило. Помните, что замена смазки обойдется вам значительно дешевле установки нового ШРУСа и при первых признаках неисправности не поленитесь проверить состояние шарнира равных угловых скоростей.