Маслосъемные колпачки: признаки и причины для замены
Маслосъемные колпачки обеспечивают дозированное пропускание масла для смазки подвижных частей мотора. Они расположены прямо на клапанах двигателя и часто их также называют сальниками. Очень важно, чтобы эти расходники герметично прилегали к металлическим деталям и не пропускали излишки смазывающего вещества, иначе, помимо повышенного расхода масла, это может также привести к более серьезным неисправностям автомобиля.
Современные ДВС рассчитаны на эксплуатацию в жестких условиях, которые не всегда под силу выдержать даже металлическим деталям, так что же говорить о резиновых колпачках. Помимо температуры и давления, они также подвергаются и химическому воздействию. Изготавливаются колпачки из резины и относятся к классу расходных материалов. Поэтому проверять их состояние нужно регулярно. О том как это сделать и какие признаки говорят о необходимости скорой замены мы поговорим в нашей статье.
Как часто нужно менять сальники
Общего правила в этом вопросе, к сожалению, не существует и многое будет зависеть от конкретной модели автомобиля и условий эксплуатации. На отечественных моделях показатель редко превышает 70 тыс. км, даже при условии того, что владелец машины использует качественную смазывающую жидкость и своевременно меняет другие расходники. В иномарках ситуация несколько иная, в практике бывали случаи, когда мотор исправно работал свыше 200 тыс. км, и расход масла при этом находился в пределах допустимых значений.
Специалисты рекомендуют заменить маслосъемные колпачки, если автомобиль долгое время никем не эксплуатировался – герметичность соединений во время простоя также может нарушаться. Например, если вы используете автомобиль только в зимний период.
Кроме того, причиной преждевременного износа колпачков может стать повышенный уровень давления масла. Это происходит в тех случаях, когда водитель залил в двигатель смазывающую жидкость сверх установленного объема. Поэтому всегда проверяйте уровень масла щупом, и при превышении максимального уровня, сливайте излишки.
Признаки износа колпачков
Среди автолюбителей существует такое понятие как «масложор». Им обозначают резко возрастающее потребление масла двигателем, обычно превышающее значение литр на тысячу км. Как показывает официальная статистика примерно в 70 % случаев виной тому именно маслосъемные колпачки. При этом помимо того, что автовладельцу приходится регулярно доливать масло в мотор, из выхлопной трубы начинает выходить дым, характерного синеватого цвета. Это говорит о том, что в топливную смесь стало попадать масло, которое при сгорании добавляет выхлопу оттенок. Еще одним фактором, явно свидетельствующем о необходимости проверки колпачков, является появление масла или черного нагара на свечах зажигания.
Ну и естественно, опытный автовладелец может определить необходимость замены сальников клапанов также по их внешнему виду. Со временем эти резиновые детали теряют свою эластичность, утрачивается герметичность соединений. Для первичного осмотра достаточно просто открыть капот, снять крышку газораспределительного механизма и распредвал, а затем визуально осмотреть клапана двигателя. Если вы видите, что колпачки на них начали отслаиваться, значит пришло время их замены. Износившийся колпачок также теряет свои свойства эластичности и упругости, что легко ощутить, взяв изделие в руку.
Что будет если не заменить колпачки вовремя
Некоторые водители игнорируют проблему повышенного расхода масла, стараясь лишь поддерживать минимально допустимый объем вещества в системе регулярно подливая новую порцию. Такой выход из ситуации может привести к негативным результатам для узлов и агрегатов автомобиля, а наиболее вероятными последствиями станут:
- падение мощности двигателя;
- периодически глохнущий мотор;
- плавающие обороты;
- снижение уровня компрессии в цилиндрах;
- появление нагара на деталях ДВС.
И кроме того, вам придется регулярно покупать новое масло, которое также будет стоить значительно дороже замены подтекающих сальников. Поэтому тянуть с ремонтом точно не стоит.
Как происходит замена маслосъемных колпачков
Процедура замены не требует каких-либо специальных знаний или навыков, она требует лишь внимательности, аккуратности и необходимого инструмента. На первом этапе нужно снять крышку ГРМ и распредвал, разумеется, выполняют эти процедуры на остывшем двигателе. Далее вам понадобится, так называемый рассухариватель клапанов. Аналог этого небольшого инструмент на шарнирных соединениях сегодня многие умельцы даже собирают самостоятельно из подручных средств, но мы все же рекомендуем вам приобрести соответствующую модель для вашего авто, чтобы облегчить процесс снятия пружины с «сухариками» и тарелкой клапана.
Чтобы воспользоваться рассухаривателем, зафиксируйте инструмент на последнем витке пружины клапана, надавите на тарелку и аккуратно разведите «сухарики» в противоположные стороны. Делать это лучше всего с помощью компактной магнитной отвертки. Будьте особенно осторожны с мелкими деталями, так как если в процессе снятия вы что-нибудь из этого потеряете, то собрать обратно будет уже невозможно. Также стоит предварительно закрыть перед началом работ отверстия на ДВС, чтобы избежать попадания внутрь посторонних элементов.
Теперь, когда вы получили доступ к маслосъемным колпачкам, просто снимаете старые и устанавливаете на их место новые. Для этого обычно достаточно простого ключа на 10. После этого собираете все в обратном порядке и проверяете, получилось ли таким образом устранить неисправность. Не всегда причина повышенного расхода масла кроется в износившихся маслосъемных колпачках, но заменить их обычно не составляет труда. Такая работа даже у неопытного водителя занимает не более одного дня, а стоимость не превышает пары тысяч рублей. Кроме того, это одна из самых частых причин «масложора», поэтому стоит попробовать выполнить подобную процедуру.
Маслосъемные колпачки являются одной из самых частых причин высокого расхода масла. Они относятся к категории расходных материалов и поэтому даже в случае исправной работы все равно требуют плановой замены в соответствии с регламентом обслуживания вашего авто. Ну а если срок их выработки уже прошел, то вероятность того, что они начнут со временем пропускать масло очень высока. Не стоит тянуть с решением этого вопроса, так как израсходованное масло обойдется вам значительно дороже, а сопутствующие неприятности затрудняют нормальную эксплуатацию автомобиля.
Заменить маслосъемные колпачки можно самостоятельно – для этого не требуется какого-либо дорогостоящего оборудования. Главное при этом проявлять внимательность и не потерять «сухарики» при съемке тарелки клапана. В остальном же процедура не представляет особых сложностей. Но если вы все же не уверены в собственных силах, то выполнить данную работу вам помогут в любом автосервисе всего за пару часов. Главное вовремя обратиться на СТО, и ваш автомобиль снова будет работать как часы.